Именно Новый год стал самым любимым советским праздником у послевоенной детворы и у взрослых. А расписные стеклянные шары и бусы на елку еще долгое время оставались главными фамильными сокровищами, передаваемыми по наследству. О предновогодней атмосфере в Воронеже конца 40-х и 50-х годов прошлого века с редакцией делятся известный воронежский коллекционер Владимир Андреевич Мальцев – владелец «Галереи советской эпохи», выставочный центр которой расположен на базе Музея-диорамы, а также представитель старейшей врачебной династии Татьяна Николаевна Русанова.
Владимир Мальцев: «Мы доставали игрушки из картона, ваты и тончайшего стекла»
– После войны новогодний праздник был у воронежцев самым теплым в году, самым любимым. Украшались улицы, магазины, площади, дома и квартиры. Аромат даже самой небольшой елочки «звучал» в каждом доме. Как в те нелегкие годы елки появлялись в разрушенном Воронеже, трудно сказать. Но их откуда-то привозили и продавали возле руин Митрофановского монастыря.
Да, из довоенного и дореволюционного быта почти ничего не оставалось. Лишь в 1950-е годы, когда празднование Нового года было признано на государственном уровне и стали проводиться официальные массовые торжества, на домашних антресолях и в чуланах начали появляться заветные коробки с елочными украшениями. Обернутые газетной бумагой и переложенные ватой, они бережно хранились в специальных коробках. Трудно представить более важный и радостный миг для послевоенной детворы, чем тот, когда раз в году из далекого угла извлекался ящик с долгожданными чудесами. Кое-что здесь было привезено в качестве трофеев из освобожденной Европы, что-то делалось своими руками. Но основная масса елочных украшений изготавливалась государственными предприятиями и артелями. В первые годы после войны украшения из стекла были редкостью, и во многих воронежских семьях все это до сих пор хранится с большой бережностью. Стеклянные елочные шары и шарики делали в воронежской артели «Игрушка». В бесцветные стеклянные шары вливались первые, тогда скудные краски. В основном это были серые и коричневые, или смешанные все вместе. Наивное очарование художественного вкуса тех лет отразилось на игрушках из тончайшего стекла, которые вешались на ветви с помощью ниточек или крепились прищепками. Это были сказочные герои, зверушки, овощи и фрукты, автомобили, самолеты и дирижабли! В виде главного украшения на макушку ели водружалась пятиконечная звезда. Реже – пика. Украшали также конфетами, мандаринами, завернутыми в серебряную фольгу грецкими орехами. Но основными елочными украшениями в послевоенное время были игрушки из ваты и картона. Они висели на елке вперемежку со стеклянными. А многое из украшений мы делали сами. В ход шли клей, краски, яичная скорлупа из-под яиц. Это было отдельное мастерство – оставить ее цельной, сделав пустой и хрупкий белый шарик. Потом уже кем только не становился этот шарик! И веселым поросенком, и грустным клоуном, рыбкой и даже домиком. Дети трудились вместе с родителями. Самые красивые игрушки шли еще и на украшение школьной или детсадовской елки.
Татьяна Русанова: «Угощали винегретом и холодцом. Пели «Катюшу»
– Этот праздник был особенно семейным, приватным. В гости к столу приходили только самые близкие родные и друзья. Или собирались все вместе самыми неразлучными компаниями. Люди жили еще очень скромно, но новогоднюю ночь проводили за праздничным столом. Сервизы и праздничная посуда были далеко не у всех. Да вообще посуды не хватало. Составляли столы и накрывали простой белой скатертью. О бумажных салфетках тогда еще и не слышали. Пользовались льняными или полотняными из сундуков. Многие хранили эти «полотна», часто вручную вышитые, как семейную реликвию, возили с собою в эвакуацию. А рядом – простые фаянсовые тарелки, рюмки из толстого стекла, граненые стаканы, разномастные вилки.
Угощали винегретом, селедкой, домашними солениями, салом. часто подавали холодец с хреном, котлеты и, конечно же, царицу стола – вареную картошку. Птицу воронежцы жарили редко и далеко не в каждом доме. А вот пироги и пирожки с начинками женщины пекли почти в каждой семье. И даже стал появляться на столе «Наполеон» – из первых кукурузных хлопьев. В 50-х появились марочные вина, очень вкусные. А водку пили «Московскую» с белой головкой.
Телевидения еще не было, и танцевали под патефон, но и тот был не в каждом доме. Воронежцы развлекали себя сами, пели песни. И без «Катюши» тогда не обходилось ни одно новогоднее застолье.