В самом центре Воронежа на улице Кардашова за фронтальным и выразительным памятником Сергею Есенину скромно и неприметно расположился другой памятник – истории воронежского народного образования и первым учителям. Но этот гранитный камень рядом с лавочками – носитель важной информации о первых воронежских учителях. Да и вообще оказалось не так-то просто разузнать историю становления в нашем городе одной из трех главных профессий на земле.
Памятников воронежским учителям и учительству у нас меньше, чем скульптур животных. Один, весьма изящный, в образе советской учительницы у школьной парты и доски был открыт в прошлом году в Центральном районе рядом с институтом развития образования по улице Березовая Роща. Еще один расположен во дворе ВГПУ. И один здесь, на улице Кардашова. Это, пожалуй, все на город, который в стране всегда славился уровнем образования. Об истории воронежского учительства редакция поговорила с местными историками.
Самые первые
Елена Устинова, историк, сотрудник краеведческого отдела библиотеки №2 им.Кольцова:
– Да, этот гранитный камень скромный, но емкий по содержанию На нем написано, что первые школы в Воронеже созданы в 1703 году велением императора Петра Первого, и обучали в них будущих матросов строящегося первого российского флота. Обучали самому простому – счету и письму. И значит, благодаря Петру в Воронеже начали строить не только первый военно-морской флот, но еще и появилась самая первая здесь школа. На камне выгравированы имена первых воронежских учителей – Семена Минина, Петра Флорова и Афанасия Побегайлова. Первые два только закончили обучение в школе математических и навигационных наук на территории знаменитой и таинственной Сухаревской башни, которая была источником знаний того времени. Афанасий Побегайлов был местным служителем церкви и приступил к обучению юных воронежцев по молитвеннику и часослову. Вот с этих трех и пошло народное образование нашего города, была создана первая государева школа. Но не обычная, а адмиралтейская. Она располагалась в районе нынешней улицы Кардашова. Впрочем, эта школа стала первой во всей России для подготовки кораблестроителей.
– Если забежать чуть дальше в историю воронежского образования, то можно увидеть интересные критерии оценок у гимназистов уже в XIX веке: «худ», «остр», «туп», «рачителен», «очень слабен». А по поведению была оценка «шалун». Это, может, и вызывает улыбки, но на мой взгляд, в отличие от современных оценок, дает выразительную личностную характеристику ученика.
Народное образование
– Гарнизонная школа была открыта в начале XIX века в нынешнем здании по улице Сакко и Ванцетти, 76. Ее также называют Домом кантонистов, потому что во времена царствования Николая I здесь проходили обучение дети нижних военных чинов – кантонисты, а также из бедных еврейских, польских семей. С 1819 года в школу стали принимать солдатских детей и сирот. Им преподавали различные военные науки. А не самые смышленые учились плести корзины, чинить обувь и заниматься другим простым ремеслом.
– Духовная семинария появилась в Воронеже в 1745 году в нынешнем здании техникума строительных технологий на проспекте Революции. Здесь была богатая библиотека – третья по количеству книг среди всех духовных семинарий России. Пути отсюда открывались разные. Именно семинаристы потом чаще всего становились студентами-медиками и будущими учителями.
Деловое письмо, гимнастика и латынь
– В 1786 году было открыто Воронежское главное народное училище – как результат масштабной школьной реформы Екатерины II. Императрица задумывала создать в России государственную систему общеобразовательных школ, куда бы принимались представители всех сословий, кроме крепостных. В Воронеже в одноэтажном здании детей в начальных классах бесплатно обучали азбуке, чтению, элементам письма, священной истории, арифметике, рисованию. По окончании четвертого – выпускного – класса ученики должны были уметь написать сочинение практического характера – деловое письмо или расписку, а также решать задачи по математике и географии, знать основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.
– В 1809 году на Большой Дворянской открылась первая гимназия для мальчиков из разных сословий. Кроме классов, в учебном заведении были гимнастический зал, сад для прогулок, церковь, спальни для учащихся. Здесь уже изучали латынь и древнегреческий. Все это указывало на особо высокий статус учебного заведения. Да и преподавали здесь известные ученые, общественные деятели и музыканты. Например, преподавал дедушка Мстислава Ростроповича Витольд Ростропович.
Учиться и учиться
Валентин Котюх, историк, краевед:
– После революции в Воронежской губернии работало
102 школы: 57 школ I ступени, 25 школ II ступени, 15 частных, 3 национальных – еврейская и две польских, а также училище для слепых детей и опытная начальная школа при педагогических курсах. А уже в 1920 году их количество сократилось из-за нехватки средств в местном бюджете. Но была открыта опытная 9-летняя школа-коммуна имени III Интернационала. Средняя нагрузка учителя составляла 24 часа в неделю, а его месячный оклад в школах I ступени – 4,9 тыс. руб. (основной) и 1,6 тыс. руб. дополнительный; II ступени – 4,8 тыс. руб. и 3,7. Для сравнения: пуд ржаной муки стоил в это время 7,4 тыс. руб. Затем, с той же целью экономии средств, произошло объединение городского и губернского отделов образования. Но уже в марте 1920-го городской отдел народного образования снова стал самостоятельным органом.
– Из всех школьных работников осталось на государственном финансировании 22 процента. Остальные 78 процентов переведены на местное финансирование, при отсутствии которого работники увольнялись с содержанием на учете до нового учебного года. В школах проводились месячники сбора средств на содержание учебных заведений.
Новый отсчет
– 22 июня 1941 года воронежский Дом учителя преобразован в оборонный призывной пункт. Под госпитали оборудованы школы №9, №19, №59. 12 июля пионеры и школьники Центрального района обратились ко всем учащимся области с призывом оказывать помощь фронту. Учителя и учащиеся участвовали в воскресниках, работали на строительстве оборонительных укреплений, помогали убирать урожай. В школах было введено обучение учащихся управлению сельскохозяйственными машинами, готовятся трактористы, комбайнеры, шоферы и умеющие управлять конно-ручными сельхозмашинами.
– Воронежское гороно возобновило работу спустя день после освобождения города – 27 января 1943 года. Первая школа заработала в городе весной – в поселке Отрожка. И 8 марта был открыт детский сад на улице Цюрупы. До войны он был 29-й – теперь значился №1.