В министерство тарифного регулирования региона поступила заявка на пересмотр тарифа на перевозки в общественном транспорте в Воронеже, о чем в ведомстве сообщили 30 апреля.
Изучить статьи расходов
Как указывают в министерстве, экспертам предстоит изучить полноту заявки, поступившей от администрации Воронежа. Если возникнет необходимость (пакет документов может оказаться неполным), эксперты министерства направят дополнительные запросы.
«Срок рассмотрения полного пакета документов, в соответствии с действующим законодательством, составляет шестьдесят дней с момента получения всех документов, ответов на дополнительные запросы», – уточняют специалисты по тарифам.
Эксперты министерства должны изучить все статьи расходов, среди которых заработная плата сотрудников, стоимость ГСМ и технического обслуживания автобусов, затраты на обновление подвижного состава.
В обновление подвижного состава в 2024 году в городе было вложено 2,18 млрд руб. частных инвестиций. Об этом на заседании комиссий городской Думы в феврале этого года сообщил глава управления транспорта воронежской мэрии Михаил Шацких.
На эти средства, по информации Шацких, частные перевозчики за год закупили 34 автобуса большого класса и 144 автобуса – среднего.
Также руководитель управления рассказал депутатам, что в 2026 году мэрия планирует привлечь около 800 млн руб. из частных средств на обновление еще 180 автобусов.
– Нам предстоит внимательно изучить каждый документ в заявках, – подчеркнула министр тарифного регулирования Воронежской области Людмила Шелякина. – И по поводу любого несоответствия мы будем запрашивать дополнительную информацию.
Одним из ключевых условий для повышения стоимости проезда власти называют обязательное обновление автопарка перевозчиков.
Сколько и когда?
Сколько воронежцы будут платить по новому тарифу – пока неизвестно. Мэр озвучивал в начале весны сумму в 40 руб., но сразу же пояснял, что, скорее всего, в министерстве запрашиваемую таксу понизят.
При этом Сергей Петрин считает, что сдерживать тариф не стоит и повышение стоимости проезда – мера необходимая.
– Мы понимаем, что если оставить ситуацию как она есть, то ни о каком повышении качества пассажирских перевозок речь идти не будет. На это нужны средства. Поэтому будем доказывать, отстаивать предложенную нами сумму, чтобы у перевозчиков была возможность обновлять подвижной состав и содержать в надлежащем состоянии тот транспорт, который есть, – считает глава города.
Прошлый приказ о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Воронежа вступил в силу с 20 июля 2024 года – тогда она стала равняться 31 руб. при оплате по безналичному расчету и 33 руб. за наличный вместо 26 и 28 руб. соответственно. Добавим, что тариф 26/28 продержался полтора года.
В соответствии с законодательством, применение новых тарифов возможно не ранее чем через год.
Почему по безналу дешевле?
На одном из прямых эфиров министр тарифного регулирования Воронежской области Людмила Шелякина поясняла, почему стоимость проезда в общественном транспорте разнится в зависимости от способа оплаты: наличными оказывается дороже, чем по банковской карте.
– Перевозчики, когда собирают наличные, проводят процедуру инкассации. При расчете тарифа на проезд учитывали эту услугу. Рассчитывали, сколько необходимо затрат, чтобы провести все правильно. Из общей себестоимости, которая у нас сложилась, мы вычли услугу инкассации и получили платеж, который сейчас есть при оплате банковской картой, – дала разъяснение Людмила Шелякина.
В других городах
В ряде российских городов в апреле 2025 года была проведена индексация цен на проезд в общественном транспорте. Так, в Перми с 15 апреля стоимость одной поездки установлена на уровне 40 руб., а пересадка при использовании транспортной карты обходится в 20 руб. Во Владимире с 14 апреля проезд в общественном транспорте стал стоить 40 руб. При этом форма оплаты не влияет на цену: при оплате как банковской картой, так и наличными стоимость билета одинакова.
В Москве стоимость проезда по биометрическим данным составляет 59 руб., по карте «Тройка» – 63 руб., банковской картой – 70 руб., а по билету «Единый» – 75 руб.
В Санкт-Петербурге разовая поездка обойдется в 75 руб., при использовании карты «Подорожник» – в 51 руб.
В Нижнем Новгороде стоимость проезда в общественном транспорте составляет 40 руб. наличными, в то время как при оплате транспортной или бесконтактной банковской картой – 35 руб.
В Челябинске проезд за наличные средства стоит 43 руб., при оплате банковской картой – 37 руб., а при использовании транспортной карты – 34 руб.
В Екатеринбурге цена проезда в общественном транспорте, будь то метро или наземный транспорт, остается неизменной на протяжении почти двух лет и составляет 33 рубля. По сообщениям СМИ, городские власти готовят население к возможному увеличению стоимости проезда.
Из истории
В Воронеже автобусное движение появилось в 1928 году. Тогда автобусы создавались путем переоборудования грузовиков: открытый кузов заменялся закрытым, добавлялись сиденья и ступени для пассажиров. Первые пять лет эти автобусы обслуживали исключительно предприятия, в то время как горожане активно пользовались недавно запущенным трамваем. В качестве общественного транспорта автобус стал доступен воронежцам в 1933 году.
Стоимость проезда в воронежском автобусе до 1941 года варьировалась от 60 до 80 коп., в зависимости от протяженности маршрута. Проезд на трамвае был значительно дешевле – от 10 до 20 коп.
Послевоенные три года проезд в общественном транспорте Воронежа был бесплатным. В 1948 году были введены новые тарифы: автобус – 50 коп., трамвай – 30 коп. После деноминации 1961 года цена автобусного билета осталась прежней, но без последнего ноля. Проезд в автобусе стоил 5 коп., в троллейбусе – 4 коп., а в трамвае – 3 коп. Эти цены оставались неизменными до августа 1991 года.
В 1991 году стоимость проезда резко увеличилась с 5 до 10 коп. В дальнейшем цены росли очень быстро, достигнув пика перед деноминацией 1998 года – одной тысячи рублей.
До 2012 года тариф зависел от класса автобуса: в 2004 году проезд стоил 4 руб. в обычных автобусах и 4,50 руб. – в «Газелях».
С 2003 года по инициативе губернатора Владимира Кулакова в Воронеже был реализован уникальный для страны проект – «Народный маршрут», проезд в этих автобусах был бесплатным. В то время по городу курсировало 100 таких автобусов, а в 2016 году их осталось 40. «Народные маршруты» прекратили свою работу в Воронеже 18 ноября 2016 года. Власти объяснили закрытие «народников» тем, что социальная поддержка должна быть адресной.