Он писал быстро, спорил яростно, жил так, будто времени на полумеры не оставалось – таким запомнился, вероятно, известнейший современный автор Воронежа Вячеслав Дёгтев. В минувшую субботу, 17 мая, на доме №44 по улице Карла Маркса, где он готовил гостям плов, отказывался от телевизора и спешил творить, появилась мемориальная доска писателю, который для многих стал голосом сегодняшнего дня.
«Голодные, но свободные»
Открытие мемориальной доски Вячеславу Дёгтеву, нашему земляку, начинавшему свою по-настоящему взрослую карьеру именно в «Береге», собрало под сотню жителей и гостей Воронежа: родственников, писателей, друзей и тех, кто сейчас читает его, открыв для себя в юности. Торжественная церемония стала долгожданным, почти выстраданным актом справедливости – ведь идея увековечить память появилась очень давно.
– Я считаю, что это не только справедливость, а скорее запоздалая справедливость. Конечно, мы ждали открытия этой мемориальной доски много, потому что писателям гораздо более скромного дарования буквально сразу открывали доски, а Вячеславу Ивановичу пришлось ждать 20 лет, – считает известный русский писатель Юрий Поляков, приехавший почтить память друга из Москвы.
Дёгтева называли «русским Джеком Лондоном» и «Куприным XXI века». В его рассказах, пожалуй, было почти все – фронтовая пыль Чечни, ржавчина заброшенного хутора, аромат деревенской вишни и жар офицерской кухни. Вячеслав Иванович точно не был конъюнктурщиком – вместо этого он «влетал в литературу бульдозером», как вспоминают коллеги. Писал, потому что иначе не мог. Именно с этим напором пришел в тогдашнюю газету «Левый берег».
– Я знаю только одно – хоть он был известен, ведь первую публикацию выпустил в 15 лет – первый свой широкий, исторический толчок он получил именно через «Берег», – вспоминает учредитель нашей газеты Анатолий Хабаров.
Он отмечает: «Берег» и Вячеслав Дёгтев сразу поймали одну волну: были похожи по духу, по силе, по дерзости.
– Это был человек невероятной энергии и пробивной силы. В те годы – 90-е – выжить было тяжело, а он кормился исключительно «с пера», что было практически невозможно. Мы были голодными, но свободными, – подытожил Анатолий Васильевич.
Патриот, индивидуалист, трудоголик
После «Берега» Вячеслава Дёгтева ждала громкая карьера, словесные дуэли, множество наград, должность главного редактора, личные трагедии и – рассказы. Больше всего – рассказы.
Главная черта творчества настоящего классика – а это именно тот титул, которого заслуживает Вячеслав Дёгтев, – желание его перечитывать из года в год. Воронежский писатель за свои 45 лет успел написать 170 произведений, которые не только переводили на основные европейские языки, но и включали в различные сборники и школьные программы.
Как справедливо отметили на церемонии, открытие мемориальной доски все-таки не первый камешек в увековечение памяти великого автора. Еще шесть лет назад этот благородный поступок совершили в 102-й школе Воронежа, открыв в честь воронежского писателя музейную экспозицию «Земля и небо».
– Вячеслав Дёгтев в своих произведениях создавал героев своего времени. Каждый из этих героев – герой-воин. В сложных ситуациях они всегда выбирали защиту России и товарищество. На перепутье они готовы сражаться за себя, свой дом и семью, за Отечество. У Дёгтева герои были самые разные люди, но всех их объединяет идея сохранения России, – выступили учащиеся 102-й школы.
Вячеслав Иванович творил в сложные для страны времена – этим и объясняется его определенная «протестность», которая требовала, наверное, дня сегодняшнего. Поэтому сейчас воронежцы с таким упоением зачитываются строками автора-земляка, например, из его эссе «Аустерлиц», которое во время мероприятия декламировали дважды.
– В какой-то момент он как будто предвидел что-то, был пророком в хорошем смысле этого слова. Писал не без «фиги» в кармане, но в отношении тогдашнего времени. И постепенно с годами стала видна его многогранность и многоплановость как мышления, так и письма, – поделился писатель и постоянный издатель Вячеслава Дёгтева Юрий Кургузов.
Многим присутствующим на церемонии показалось, что доски для столь важного и нужного сегодня автора мало. Мы спросили у Юрия Михайловича, что, по его мнению, нужно еще сделать в память о Дёгтеве.
– Речь о памятнике и бюстах – это дело далеких времен. Но я думаю, что в первую очередь нужна пропаганда его творчества в школах и вузах. Она сейчас есть, но, наверное, не так хорошо идет, как хотелось бы. И это задача его друзей и поклонников.
И даже так, спустя почти двадцать лет после его смерти, видно: Дёгтев не просто «успел оставить что-то после себя». Сегодня он учит младшие и старшие поколения воронежцев. Учит не жаловаться, а действовать.
«Раз выпало родиться в России, надо бороться до конца», – писал он. И жил этими словами.
Это и есть ответ на вопрос, почему в выходной день сотня человек приходит под стены его дома. И почему мемориальную доску открывают – с опозданием и при поддержке предпринимателя и мецената Геннадия Чернушкина, но все же открывают.